Логопед

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся начальных классов

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с проблемами в развитии возрастает в том случае, когда учитель умеет поддержать ребенка в классном коллективе, выявить его сильные стороны, настроить детей на дружеское отношение к ребенку и поддержку. Давно не секрет, что процент детей с нарушениями устной и письменной речи с каждым годом только возрастает, и от того насколько качественно учитель начальных классов и учитель логопед выстраивают совместную систему работы с детьми зависит результат и успешность ребенка в школе. Ведь от умения общаться, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме зависит успех и самооценка ребенка в классном коллективе и в обществе в целом.

Часто ребенок, который пришел из детского сада, имеет нарушения устной речи, которые по тем или иным причинам, не были скорректированы в раннем и дошкольном возрасте. В школе такие нарушения проявляются в письменной речи и при чтении. При этом далеко не каждый учитель начальных классов знает, какие ошибки письменной речи являются специфическими. Часто учитель говорит, что ребенок «плохо пишет или читает, говорит невнятно». Между тем, каждый учитель должен четко представлять, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду, когда именно логопедическая помощь необходима ребенку. Таким образом, одной из задач логопеда является разграничение для учителя специфических и орфографических ошибок. Важной задачей также является разъяснение типов и причин специфических нарушений. При этом важно не перегрузить терминами, а рассказать информацию в доступной форме.

Тесное взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда начинается с первого методического объединения, когда логопед знакомит учителей начальной школы с результатами мониторинга. Логопед разъясняет виды и причины специфических ошибок. Целью сообщения логопеда является повышение уровня знаний учителей о видах нарушений письменной речи, повышение уровня диагностики детей, имеющих нарушения. Логопед учит отличать специфические ошибки от орфографических. А также логопед осуществляет индивидуальные беседы по зачислению детей на логопедический пункт. При зачислении обязательно учитывается мнение учителя, его рекомендации и опыт работы с данным учеником. Логопед выступает на методических объединениях учителей начальных классов не только с сообщениями, но и готовит раздаточный материал, с помощью которого учитель может определить, необходима ли ребенку логопедическая помощь, а также скорректировать нарушения. Одним из таких материалов являются психодиагностические таблицы и задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения Н.П. Локаловой, в таблицах указываются проблемы и причины нарушений письменной речи, а также задания для коррекции и психолого-педагогические рекомендации.

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов нельзя рассматривать отдельно от взаимодействия с родителями тех детей, которые посещают логопедический пункт. В начале учебного года учитель-логопед посещает родительские собрания, рассказывая родителям о целях и задачах своей работы. Так же в течение года проводит индивидуальные консультации с теми родителями, чьи дети зачислены в логопедический пункт, и с родителями, которые обращаются по тем или иным вопросам, связанным с нарушениями устной и письменной речи у ребенка.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Задача логопеда обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося, такую работу необходимо оценивать очень внимательно и лояльно. К сожалению, этот вопрос наиболее неоднозначен и сложен для понимания учителем.

Индивидуальные консультации и беседы учитель-логопед проводит с учителями начальных классов в течение всего учебного года по мере необходимости. Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребенку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время урока.

В конце года на итоговом педсовете логопед знакомит учителей с результатами работы и итоговой диагностики, выявляя «группу риска» по нарушениям письменной речи и чтения.

Для качественной и эффективной коррекционной работы требуется комплексный подход учителя, логопеда, родителей и других специалистов школы к ребенку, имеющему нарушения устной и письменной речи. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов, формируя равноправные отношения. Сотрудничество строится только в том случае, если логопед и учитель начальных классов выстраивают коррекционную работу, взаимодополняя друг друга. Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы.

Список используемых источников информации:

1.    http://nsportal.ru

2.    http://logoped18.ru

3.    Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2005. – 272 с.

4.    Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

5.    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М.: Ось-89,2005. – 92с.

 


таблицы_нарушений_и_ошибок_у_школьников_и_задания.pdf